Статья «Жестокое обращение с детьми» | Детский сад №12
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

Статья «Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми.

Традиционно жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре формы: физическое, психическое, сексуальное насилие, а также пренебрежение основными нуждами ребёнка

1. Физическое насилие –  умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы, которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

2. Психическое насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

3. Сексуальное насилие – вовлечение несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

4. Пренебрежение основными нуждами ребёнка – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Сафонова Т.Я. выделяет следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

— малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

— боязнь родителей или взрослых;

— постоянная настороженность;

— плаксивость, капризность;

— печальный внешний вид, редкое проявление радости;

— агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

— пассивность, смирение с происходящим;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

— псевдовзрослое поведение;

— агрессивность;

— жестокость по отношению к животным;

— лживость и воровство.

Психическое насилие является наиболее распространённой формой жестокого обращения с детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых,  это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объёме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых,   это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но сами при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

— отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

— агрессивность;

— импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

— низкая самооценка и  повышенная тревожность;

— неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения;

— трудности в общении со сверстниками

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными пробле­мами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей стра­дают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспе­ченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, за­ботой, участием. В противном случае дефицит внимания со стороны родителей при­водит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информаци­онно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста поме­щаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как пра­вило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

При более благоприят­ных обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно ожидают трудности:

—     ему трудно усваивать учебный материал в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;

—     он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;

—     его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный за­пах и т.п.);

—     его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, дви­гательная расторможенность, повышенная утомляемость от за­нятий и др.);

—     он не пользуется поддержкой учителя;

—     его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родите­лей в школу;

—     он начинает прогуливать уроки;

—     в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год либо перевести в коррекционный класс.

Последствия жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение, насилие, преступные посягательства по отношению к детям имеют разного рода последствия.

К ближайшим последствиям относят физические травмы, повреждения, появление рвоты, головные боли, потерю сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям также относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия.

Нарушения физического и психического развития. У большинства детей, живущий в семьях, в которых применяются тяжёлые физические наказания, эмоциональное или другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушением аппетита. При эмоциональном насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе, и др. Ребёнок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведённый до крайней степени унижения, превращается из жертвы в преступника.

 

Добавить комментарий



Рубрики


Яндекс.Метрика