Семинар учителя-логопеда 2013 г.
План районного заседания ПГТ учителей-логопедов
Володарского района в МБДОУ д\с №122 р.п.Решетиха.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно -развивающем процессе по устранению ОНР у дошкольников.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
В МБДОУ №122 комбинированного вида функционирует 2 группы компенсирующей направленности детей с ОНР.
Помещение групп оформлены в соответствии с ФГТ по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для всестороннего развития детей.
Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физкультуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
Одна из ведущих ролей в работе с детьми в коррекции ОНР принадлежит воспитателю логопедической группы.
Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР включает в себя:
Обследование.
Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически правильной речи, связной речи, обучению грамоте.
Работа с родителями.
Совместная деятельность по совершенствованию знаний
практические семинары, открытые просмотры, совместное обсуждение новинок методической литературы, совместное планирование работы и
Общей целью является — сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
Задачи:
— всесторонняя коррекция речи;
— формирование неречевых процессов;
— формирование личности ребенка в целом.
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат принципы:
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.
Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми
Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи
Ведение документации.
План взаимодействия специалистов.
Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя
Учитель-логопед дает рекомендации в тетради взаимодействия с музыкальным руководителем
План-программа индивидуальной коррекционной работы и т.д.).
Перспективные планы занятий.
Перспективный план работы воспитателя на неделю по лексическим темам. Занятия воспитателя и занятия учителя-логопеда проводятся в рамках определенной лексической теме.
Функции учителя-логопеда:
Проводит диагностику речевого развития детей
Развивает мышление, память, внимание дошкольников, фонематический слух;
Корректирует звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова;
Обучает связной речи;
Формирует речевое дыхание воспитанников. Чувство ритма и интонационной выразительности речи, навыки послогового чтения;
Проводит профилактику нарушений письма в речи;
Совершенствует общую и мелкую моторику.
Функции воспитателя:
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы;
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале;
Развитие и совершенствование связной речи;
Закрепление формирующихся навыков звуко- слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Речь воспитателя коррекционной группы должна быть!:
— предельно грамотной; — фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем
Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.
Логопедическая гимнастика после дневного сна.
Совместное проведение интегрированных занятий
Заполнение тетради взаимосвязи.
Логочас
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук, автоматизация поставленного звука в связной речи) (4 мин.)
— Закрепление произношения по индивидуальным тетрадям — Физкультминутка (2мин.)
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко- слоговой анализ и синтез) (7 мин.).
Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин)
— Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)
Чтение художественной литературы.
В КОНЦЕ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ОБСУЖДАЮТ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ И ПЛАНИРУЮТ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №122 комбинированного вида.
Районное заседание ПГТ учителей – логопедов Володарского района
«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающем процессе по устранению ОНР у дошкольников»
Учитель-логопед:
1 квалификационной категории
Курятникова К.Н.
Р.п. Решетиха -2013 год.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
В МБДОУ №122 комбинированного вида функционирует 2 группы компенсирующей направленности детей с ОНР.
Помещение групп оформлены в соответствии с ФГТ по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для всестороннего развития детей.
Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физкультуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
Одна из ведущих ролей в работе с детьми в коррекции ОНР принадлежит воспитателю логопедической группы.
Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР включает в себя:
n Обследование.
n Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически правильной речи, связной речи, обучению грамоте.
n Работа с родителями.
n Совместная деятельность по совершенствованию знаний
n практические семинары, открытые просмотры, совместное обсуждение новинок методической литературы, совместное планирование работы и
Общей целью является — сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
Задачи:
n — всесторонняя коррекция речи;
n — формирование неречевых процессов;
n — формирование личности ребенка в целом.
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат принципы:
n Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
n Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.
n Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми
n Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
n Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи
Ведение документации.
n План взаимодействия специалистов.
n Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя
n Учитель-логопед дает рекомендации в тетради взаимодействия с музыкальным руководителем
n План-программа индивидуальной коррекционной работы и т.д.).
n Перспективные планы занятий.
n Перспективный план работы воспитателя на неделю по лексическим темам. Занятия воспитателя и занятия учителя-логопеда проводятся в рамках определенной лексической теме
Функции учителя-логопеда:
n Проводит диагностику речевого развития детей
n Развивает мышление, память, внимание дошкольников, фонематический слух;
n Корректирует звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова;
n Обучает связной речи;
n Формирует речевое дыхание воспитанников. Чувство ритма и интонационной выразительности речи, навыки послогового чтения;
n Проводит профилактику нарушений письма в речи;
Совершенствует общую и мелкую моторику.
Функции воспитателя:
n Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
n Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
n Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы;
n Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале;
n Развитие и совершенствование связной речи;
n Закрепление формирующихся навыков звуко- слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Речь воспитателя коррекционной группы должна быть!:
n — предельно грамотной;
n — фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем
Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.
Логопедическая гимнастика после дневного сна.
Совместное проведение интегрированных занятий
Заполнение тетради взаимосвязи.
Структура логочаса.
n Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
n Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
n Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук, автоматизация поставленного звука в связной речи) (4 мин.)
n — Закрепление произношения по индивидуальным тетрадям — Физкультминутка (2мин.)
n Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко- слоговой анализ и синтез) (7 мин.).
n Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин)
n — Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)
n Чтение художественной литературы.
В КОНЦЕ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ОБСУЖДАЮТ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ И ПЛАНИРУЮТ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.