Семинар учителя-логопеда 2013 г. | Детский сад №12
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

Семинар учителя-логопеда 2013 г.

План районного заседания ПГТ учителей-логопедов

Володарского района в МБДОУ д\с №122 р.п.Решетиха.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно -развивающем процессе по устранению ОНР  у дошкольников.

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп.

 Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В МБДОУ №122 комбинированного вида функционирует 2 группы компенсирующей направленности детей с ОНР.

 Помещение групп оформлены в соответствии с ФГТ по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для всестороннего развития детей.

Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физкультуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Одна из ведущих ролей в работе с детьми в коррекции ОНР принадлежит воспитателю логопедической группы.

Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР включает в себя:

Обследование.

Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически  правильной речи, связной речи, обучению грамоте.

Работа с родителями.

Совместная деятельность по совершенствованию знаний

практические семинары, открытые просмотры, совместное обсуждение новинок методической литературы, совместное планирование работы и

Общей целью является — сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.

Задачи:

— всесторонняя коррекция речи;

— формирование неречевых процессов;

— формирование личности ребенка в целом.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.

Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми

Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи

Ведение документации.

План взаимодействия специалистов.

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

Учитель-логопед дает рекомендации в тетради взаимодействия с музыкальным руководителем

План-программа индивидуальной коррекционной работы и т.д.).

Перспективные планы занятий.

Перспективный план работы воспитателя на неделю по лексическим темам. Занятия воспитателя и занятия учителя-логопеда проводятся в рамках определенной лексической теме.

Функции учителя-логопеда:

Проводит диагностику речевого развития детей

Развивает мышление, память, внимание дошкольников, фонематический слух;

Корректирует звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова;

Обучает связной речи;

Формирует речевое дыхание воспитанников. Чувство ритма и интонационной выразительности речи, навыки послогового чтения;

Проводит профилактику нарушений письма в речи;

Совершенствует общую и мелкую моторику.

Функции воспитателя:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;

Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы;

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале;

Развитие и совершенствование связной речи;

Закрепление формирующихся навыков звуко- слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Речь воспитателя коррекционной группы должна быть!:

— предельно грамотной;     — фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем

Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.

Логопедическая гимнастика после дневного сна.

Совместное проведение интегрированных занятий

Заполнение тетради взаимосвязи.

 Логочас

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук, автоматизация поставленного звука в связной речи) (4 мин.)

— Закрепление произношения по индивидуальным тетрадям — Физкультминутка (2мин.)

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко- слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин)

— Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)

Чтение художественной литературы.

В КОНЦЕ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ОБСУЖДАЮТ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ И ПЛАНИРУЮТ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №122 комбинированного вида.

 

Районное заседание ПГТ учителей – логопедов Володарского района

 

 

 

 

 

 

 

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающем процессе по устранению ОНР у дошкольников»

 

 

 

 

Учитель-логопед:

1 квалификационной категории

Курятникова К.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Р.п. Решетиха -2013 год.

 

   Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп.

 Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В МБДОУ №122 комбинированного вида функционирует 2 группы компенсирующей направленности детей с ОНР.

Помещение групп оформлены в соответствии с ФГТ по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для всестороннего развития детей.

Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физкультуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Одна из ведущих ролей в работе с детьми в коррекции ОНР принадлежит воспитателю логопедической группы.

   Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР включает в себя:

n     Обследование.

n     Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически  правильной речи, связной речи, обучению грамоте.

n     Работа с родителями.

n     Совместная деятельность по совершенствованию знаний

n      практические семинары, открытые просмотры, совместное обсуждение новинок методической литературы, совместное планирование работы и

Общей целью является — сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.

Задачи:

n     — всесторонняя коррекция речи;

n     — формирование неречевых процессов;

n     — формирование личности ребенка в целом.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат принципы:

n     Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

n     Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.

n     Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми

n     Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

n     Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи

Ведение документации.

n       План взаимодействия специалистов.

n           Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

n       Учитель-логопед дает рекомендации в тетради взаимодействия с музыкальным руководителем

n       План-программа индивидуальной коррекционной работы и т.д.).

n       Перспективные планы занятий.

n       Перспективный план работы воспитателя на неделю по лексическим темам. Занятия воспитателя и занятия учителя-логопеда проводятся в рамках определенной лексической теме

Функции учителя-логопеда:

n     Проводит диагностику речевого развития детей

n     Развивает мышление, память, внимание дошкольников, фонематический слух;

n     Корректирует звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова;

n     Обучает связной речи;

n     Формирует речевое дыхание воспитанников. Чувство ритма и интонационной выразительности речи, навыки послогового чтения;

n     Проводит профилактику нарушений письма в речи;

Совершенствует общую и мелкую моторику.

Функции воспитателя:

n     Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики

n     Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;

n     Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы;

n     Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале;

n     Развитие и совершенствование связной речи;

n     Закрепление формирующихся навыков звуко- слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Речь воспитателя коррекционной группы должна быть!:

n     — предельно грамотной;

n     — фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем

Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.

Логопедическая гимнастика после дневного сна.

Совместное проведение интегрированных занятий

Заполнение тетради взаимосвязи.

Структура логочаса.

n     Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

n     Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

n     Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук, автоматизация поставленного звука в связной речи) (4 мин.)

n     — Закрепление произношения по индивидуальным тетрадям — Физкультминутка (2мин.)

n     Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко- слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

n     Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин)

n     — Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)

n     Чтение художественной литературы.

В КОНЦЕ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ОБСУЖДАЮТ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ И ПЛАНИРУЮТ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий



Рубрики


Яндекс.Метрика