Страничка педагога-психолога
Педагог -психолог МБДОУ Шутова Юлия Михайлова.
Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Как работает психолог
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования — решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье.
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.
Формы работы детского психолога:
· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях работает детский психолог:
— Детское индивидуальное психологическое консультирование;
— Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
— Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
— Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
— это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
;- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
— Страхи и тревожность ребенка;
— Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
— Проблемы адаптации;
— Проблемы общения со сверстниками;
— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
— Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
— Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от латинского слова «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
физиологическом, социальном, физиологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Вот некоторые факторы, влияющие на адаптацию. Это:
— возраст ребенка;
— состояние здоровья;
— уровень развития;
— характеристика нервной системы;
— интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
— сформированность предметной и игровой деятельности;
— приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
В дошкольном образовательном учреждении «Золотой петушок» разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматриваетнесколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.
Работая с детьми в период адаптации педагогический коллектив ставит перед собой следующие цели:
1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период
адаптации.
2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.
3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.
4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня,
как в детском саду, так и в семье.
5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.
6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.
В связи с этим, программой определены основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:
— эмоциональное состояние;
— поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
— особенности аппетита;
— особенности периода засыпания и сна;
— отношение к предметному миру и игрушкам;
— речевая активность;
— двигательная активность;
— общее состояние организма;
— взаимодействие со взрослыми;
— взаимодействие со сверстниками.
Одним из приоритетных направлений программы является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в тесном сотрудничестве с родителями возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Ведь, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.
В ДОУ организован адаптационный консультативный пункт. Его целью является:
— обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
— решение проблем адаптационного периода;
— создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
— личностное развитие детей раннего возраста;
— создание дома режима приближенного к детскому саду;
Задачи:
— познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
— подготовить ребенка к посещению детского сада;
— создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно.
- 1. Не менее чем за две недели до того, как Ваш малыш начнет посещать детский сад соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы затратите на дорогу в детский сад, завтрак, прогулка, сон). Это позволит максимально снизить физический дискомфорт ребенка при посещении детского сада.
- 2. Проходя мимо территории детского сада обращать внимание ребенка на деревья, цветы, играющих детей, вызывая интерес к внешней атрибутике, не акцентируя внимания на то, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Это связано с тем, что ребенок может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями и к детскому саду испытывать негативные чувства.
- 3. Научить ребенка надевать и снимать носки, шорты, самостоятельно есть. Проявлять терпение, пока ребенок этому учится. Чем более ребенок самостоятелен в самообслуживании, тем легче он вступает в контакт с другими людьми (детьми, и взрослыми).
- 4. Научить ребенка просить (говорить о том, чего он хочет, или, если ребенок еще не говорит, показывать жестами).
- 5. В период адаптации прояснять все интересующие вопросы, касающиеся течения адаптации у воспитателей и психолога в отсутствие ребенка.
- 6. Предъявлять к ребенку в семье единые требования (со стороны всех членов семьи).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.