Страничка педагога-психолога | Детский сад №12
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

Страничка педагога-психолога

Педагог -психолог МБДОУ Шутова Юлия Михайлова.

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство психолога  заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Помочь воспитателям и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.
Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.
Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.

 

Как работает психолог

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.

Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.

Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
 

Цель консультирования — решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.

Формы работы детского психолога:

· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);

· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)

В каких направлениях работает детский психолог:

— Детское индивидуальное психологическое консультирование;

— Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;

— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;

— Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;

— Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
 

С какими проблемами работает детский психолог:

 — это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.

;- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

— Страхи и тревожность ребенка;

— Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;

— Проблемы адаптации;

— Проблемы общения со сверстниками;

— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;

— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

— Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

— Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

 

Адаптация — от латинского слова «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:

физиологическом, социальном, физиологическом.

 

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

 

Вот некоторые  факторы, влияющие на адаптацию.  Это:

— возраст ребенка;

— состояние здоровья;

— уровень развития;

— характеристика нервной системы;

— интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

— сформированность предметной и игровой деятельности;

— приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

В дошкольном образовательном учреждении «Золотой петушок»  разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматриваетнесколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.

 

Работая с детьми в период  адаптации педагогический коллектив ставит перед собой следующие цели:

1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период

адаптации.

2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.

4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня,

как в детском саду, так и в семье.

5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.

6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.

 

В связи с этим, программой определены основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:

— эмоциональное состояние;

— поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;

— особенности аппетита;

— особенности периода засыпания и сна;

— отношение к предметному миру и игрушкам;

— речевая активность;

— двигательная активность;

— общее состояние организма;

— взаимодействие со взрослыми;

— взаимодействие со сверстниками.

 

Одним из приоритетных направлений программы является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в тесном сотрудничестве с родителями возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Ведь, приходя в детский  сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания,  температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

 

В ДОУ организован адаптационный консультативный пункт. Его целью является:

— обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

— решение проблем адаптационного периода;

— создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;

— личностное развитие детей раннего возраста;

— создание дома режима приближенного к детскому саду;

Задачи:

— познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

— подготовить ребенка к посещению детского сада;

— создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.

 

Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно.

  1. 1.  Не менее чем за две недели до того, как Ваш малыш начнет посещать детский сад соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы  затратите на дорогу в детский сад, завтрак, прогулка, сон). Это позволит максимально снизить физический дискомфорт ребенка при посещении детского сада.
  2. 2.  Проходя мимо территории детского сада обращать внимание ребенка на деревья, цветы, играющих детей, вызывая интерес к внешней атрибутике, не акцентируя внимания на то, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Это связано с тем, что ребенок может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями  и к детскому саду испытывать негативные чувства.
  3. 3.  Научить ребенка надевать и снимать носки, шорты, самостоятельно есть.  Проявлять терпение, пока ребенок этому учится. Чем более ребенок самостоятелен в самообслуживании, тем легче он вступает в контакт с другими людьми (детьми, и взрослыми).
  4. 4.  Научить ребенка просить (говорить о том, чего он хочет, или, если ребенок еще не говорит, показывать жестами).
  5. 5.  В период адаптации прояснять все интересующие вопросы, касающиеся течения адаптации у воспитателей и психолога в отсутствие ребенка.
  6. 6.  Предъявлять к  ребенку в семье единые требования (со стороны всех членов семьи).

 

Добавить комментарий



Рубрики


Яндекс.Метрика